Экскурсия по Звенигородскому уезду «Царская дорога»

Туристско-информационный центр «Русская Палестина» в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» приглашает на экскурсию по Звенигородскому уезду «Царская дорога».

В программу экскурсии входит посещение: Древнего Кремля и Собора Успения Божией Матери на Звенигородском Городке, Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, храма святого благоверного князя Александра Невского в посёлке Княжье Озеро, Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастыря.

Стоимость* для взрослых — 950,00 рублей.

Для детей до 14 лет и неработающих пенсионеров — 750,00 рублей.

Продолжительность экскурсии 7 часов.

В стоимость входит: экскурсионная программа и трансфер.

Трансфер подаётся на Привокзальную площадь около платформы «Истра».

Предварительная запись проводится по телефону 8-963-640-40-39.

*стоимость может быть изменена в зависимости от количества туристов в группе

Собор Успения Божией Матери на Звенигородском Городке

Успенский собор на Городке
Успенский собор на Городке

Успенский собор на Городке
Успенский собор на Городке

1/1

Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке — крепости, обнесенной валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. С конца 1990-х является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.

 

Из Звенигородского Успенского собора происходят три знаменитые иконы – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», известные всему миру по названием «Звенигородского чина». Их авторство приписывается преподобному Андрею Рублеву. Ныне они являются гордостью коллекции Третьяковской галереи. Иконы изданы многомиллионными тиражами и по праву вошли в число самых выдающихся мировых шедевров. Сейчас в соборе хранится четвертая икона из этого чина – икона пророка Иоанна Предтечи. Доказано, что доски и фрагменты паволоки на ней идентичны доскам и паволоке на иконах из Третьяковской галереи, но, к сожалению, живопись XV века не сохранилась: в XVIII веке первоначальная паволока была сорвана и икона написана заново.

Неоднократно перед древним памятником нависала угроза разрушения. Храму суждено было пережить и польскую интервенцию в XVII в., и нашествие французской армии в 1812 г. В середине же XIX в. сами звенигородцы решили разобрать его и возвести на Городке церковь во имя благоверного князя Александра Невского. Спасло собор лишь личное заступничество императора Александра II. В советское время Успенский собор постигла участь большинства храмов России. В середине 30-х годов храм был закрыт, а в 1936 году над ним нависла новая угроза разрушения.

Чудом древняя святыня сохранилась и в годы Великой Отечественной войны, в ходе которой сильно пострадали памятники-предшественники Звенигородского собора – храмы Смоленска и Новгорода. Линия фронта обогнула Звенигород, а после окончания войны произошло еще одно чудо: в апреле 1946 года храм был передан общине верующих. С этого времени по начало 1990-х годов он имел особое значение – он был одним из немногих действующих церквей в округе Звенигорода. Этот факт определил роль храма и в начале следующего десятилетия: с упразднением преград для совершения богослужений, именно приход на Городке вместе со своим настоятелем, которым с сентября 1984 года стал архимандрит Иероним (Карпов), принимает активное участие в открытии и освящении окрестных церквей. Указом же Святейшего Патриарха Алексия II от 6 марта 1995 года отец Иероним был назначен первым наместником возрождающегося Саввино-Сторожевского монастыря, а самому собору присвоен статус монастырского подворья.

 

Дойдя до нашего времени, собор сохранил не только свои стены, он сберег и множество святынь Звенигородского края. К таковым в первую очередь нужно отнести иконостас храма, относящийся к концу XIX в. В 1998 году была произведена реставрация большей части икон иконостаса, записи были сняты, и теперь все приходящие в храм могут увидеть великолепную живопись XVII века. Помимо главной храмовой иконы, Звенигородский собор, который посвящен Божией Матери, который в древности назывался «Домом Пречистой», хранит сейчас несколько чтимых Ее образов: Казанский XVII века, Толгский XVIII века и Киево-Братский XIX-XX веков.

 

В храме бережно хранилась также икона с изображением преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского, подаренная Саввино-Сторожевскому монастырю в год его 500-летия от Троице-Сергиевой лавры. В 1995 году, при возобновлении обители, икона была передана в монастырь. Сохранился в соборе также шитый покров с изображением преподобного Саввы Сторожевского. В конце 80-х годов XX века наместник Московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Евлогий (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) передал о. Иерониму частицу от мощей Звенигородского угодника (честная глава преподобного, до возвращения ее в 1998 году в Саввинскую обитель, хранилась тогда в Даниловом монастыре). Эта частица мощей святого была помещена в храме именно на этой шитой иконе. Кроме мощей Преподобного Саввы, в храме находится еще более поутораста частиц мощей христианских святых. Примечательно, что два ковчега, в которых они помещены, стоят рядом с другой бесценной храмовой святыней – фресками преподобного Андрея Рублева.

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь

1/1

Монастырь основан в 1398 году под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу реки Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах. В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.

В 1650 году царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 года. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

 

При царе Федоре Алексеевиче обитель называлась «комнатным государевым и первостатейным». Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном. В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем. Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия. После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

 

Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 тода. Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная ныне к лику святых. В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря. В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт. В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь. В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 году Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

 

Среди святынь монастыря — мощи преподобного Саввы Сторожевского, частицы мощей монаха мученика Вифлеемского пострадавшего от сарацин, свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Московского, блж. Матроны Московской, св. прав. Симеона Верхотурского и других святых Русской Православной Церкви.

Храм святого благоверного князя Александра Невского в посёлке Княжье Озеро

Храм святого баговерного князя Александра Невского в поселке Княжье озеро2
Храм святого баговерного князя Александра Невского в поселке Княжье озеро2

Храм святого баговерного князя Александра Невского в поселке Княжье озеро2
Храм святого баговерного князя Александра Невского в поселке Княжье озеро2

1/1

12 октября 2005 года по благословению управляющего Московской Епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был совершен чин закладки храма. В октябре 2006 года было начато строительство Александро-Невской церкви. 15 сентября 2009 года были водружены на храм купола и кресты. Общее количество глав с крестами – девять. В этом же году произошло одно из важнейших событий как в приходской жизни Храма Святого благоверного князя Александра Невского, так и в современной истории церковно-государственных отношений в России в целом.

 

В ответ на обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Министерством культуры Российской Федерации и Государственным Русским музеем было принято решение о перемещении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Эфесской-Корсунской-Полоцкой-Торопецкой из фондов ГРМ в храм Святого благоверного князя Александра Невского.

11 января 2010 года в Храме святого благоверного князя Александра Невского состоялось Соборное служение духовенства Истринского благочиния. В центральном приделе Храма в сослужении 30 священников и присутствии более пятисот прихожан и паломников благочинный церквей Истринского округа протоиерей Димитрий Подорванов совершил Божественную Литургию. По окончании богослужения священнослужители поклонились чудотворному образу Божией Матери – иконе XII века, переданной в храм Государственным Русским музеем. Храм Святого благоверного князя Александра Невского периодически посещает и совершает в нем Богослужения старец и духовник Оптиной пустыни схиархимандрит Илий.

В храме находятся мощи чтимых православных святых: Ап. Андрей Первозванный, Свт. Феодосий архиепископ Черниговский, Бл.кн. Константин Ярославский, Свт. Иннокентий еп. Иркутский, Прав. Феодор Кузьмич Томский (Романов), Бл.Кн. Василий Ярославский, Свт. Иоанн Митрополит Московский, Свт. Филипп Митрополит Московский, Свт. Антипий Пергамский, Свт. Петр Митрополит Моск., Прп. Иоанн Лествичник, Свт. Тихон Патр. Московский, Свт. Ермоген Патр. Московский, Свт. Бл. кн. Александр Невский, Свт. Алексий Митрополит Московский, Св. Прп. Долмат Иссетский, Вмч. Димитрий Солунский, Свт. Мелетий еп. Рязанский, Прп. Даниил Переяславский, Свт. Исайя Ростовский, Прп. Савва Стромынский, Свт. Димитрий митр. Ростовский, Свщ. муч Власий еп. Севастопольский, Прав. Косма Верхотурский, Свт. Филарет Московский, Прп. Арефа Верхотурский, Свщ. муч. Харлампий еп. Магнезийский, Свт. Иов Патр. Московский, Свт. Филарет Митр. Киевский (Амфитеаторов), Прав. Симеон Верхотурский, Свт. Ипатий Гангрский, Прп. Савва Звенигородский, Свт. Иннокентий Митр. Московский, Св. прав. воин Феодор Ушаков (Адмирал), Свт. Игнатий Брянчанинов, Блг. в. кн. Владимир Киевский, Вмч. Анастасия Узорешительница и других святых.

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастыря

Аносин монастырь1
Аносин монастырь1

Аносин монастырь1
Аносин монастырь1

1/1

Монастырь основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском.

С 1927 года и весь дальнейший советский период монастырь был закрыт. В 1992 году возвращён Русской Православной Церкви и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II началось восстановление обители. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года.

На территории монастыря находятся: Собор Святой Живоначальной Троицы, Церковь Димитрия Ростовского, Церковь Анастасии Узорешительницы.

Среди святынь монастыря — мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.